Администрация Чагодощенского муниципального округа напоминает, что с 1 марта 2022 г. обращение с отходами I и II классов опасности осуществляется с учетом требований п. 1 ст. 14.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности и не осуществляющие самостоятельное обращение с такими отходами, обязаны передавать данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
Распоряжением Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории РФ определено федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (ФГУП «ФЭО»).
В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности создана федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее — ФГИС ОПВК). Предоставление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в ФГИС ОПВК является обязательным.
Каждому отходообразователю (юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю) необходимо пройти регистрацию в ФГИС ОПВК, для этого нужно иметь учетную запись в единой системе идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА) и подать заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности в электронном формате посредством ФГИС ОПВК.
После регистрации в ФГИС ОПВК будет создан Личный кабинет. Формирование заявок на исполнение договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности осуществляется с использованием функционала ФГИС ОПВК.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения возможно на срок не более чем одиннадцать месяцев. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет административную ответственность по статье 8.2 Кодекса РФ об административных нарушениях.
К самым распространенным отходам I класса опасности (чрезвычайно опасным), образующимся у населения, относятся лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства. В силу действующего законодательства федеральный оператор не осуществляет деятельность по организации обращения с такими отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животных, растениям и окружающей среде, устанавливающие порядок обращения с отходами ртутных (люминесцентных) ламп.
Жители округа, проживающие в домах частного сектора, с целью передачи ртутных, люминесцентных ламп, утративших потребительские свойства, могут обратиться в администрацию округа или в территориальные управления администрации округа. Жители многоквартирных домов обращаются в управляющие организации, товарищества собственников жилья. Ртутные, люминесцентные лампы, утративших потребительские свойства, должны передаваться в индивидуальной упаковке из гофрокартона. В случае ее отсутствия каждую отработанную или бракованную ртутьсодержащую лампу любого типа (марки) необходимо тщательно упаковать (завернуть) в бумагу или тонкий мягкий картон (полиэтиленовую пленку), предохраняющие лампы от взаимного соприкосновения и случайного механического повреждения.
В соответствии с пунктом 26(2) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 (далее – Минимальный перечень услуг и работ), организация накопления отходов I и IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов входит в минимальный перечень работ по содержанию общего имущества.
В случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способом управления выбраны управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, то в соответствии с пунктом 26(2) Минимального перечня услуг и работ организация накопления отходов I и IV классов опасности, и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов лежит на указанных юридических лицах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животных, растениям и окружающей среде, устанавливающие порядок обращения с отходами ртутных (люминесцентных) ламп.
Согласно пункту 5 Правил № 2314 органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
Пунктом 8 статьи 14.4 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что федеральный оператор осуществляет прием отходов I и II классов опасности, входящих в состав твердых коммунальных отходов, от регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договора на оказание услуг, который заключается по инициативе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 6 Порядка учета в области с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1028 определено, что организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц.
С учетом изменений законодательства, регламентирующего обращения с отходами I и II классов опасности, вступивших в силу с 01.03.2022, управляющие компании и иные органы управления многоквартирными домами, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, органы местного самоуправления, а также их подрядные организации, организующие места накопления отходов I и II классов опасности, образующихся у населения, передают такие отходы федеральному оператору в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг и с предоставлением в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращение с отходами I и II классов опасности - https://gisopvk.ru/ (далее – ФГИС ОПВК) информации, предусмотренной подпунктом «а» - «г», «з», «л», «м» пунктом 8 Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346.
При этом, если по поручению органов управления многоквартирным домом или органа местного самоуправления к деятельности по организации мест накопления отходов I и II классов опасности, образующихся у населения, привлекается подрядная организация, самостоятельно обеспечиваются установку и обслуживание контейнеров для накопления указанных отходов, которая обладает соответствующей лицензией и имеет в собственности или на ином законном основании объекты обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности, такая подрядная организация может самостоятельно обращаться с принятыми от физических лиц отходами I и II классов опасности с предоставлением в ФГИС ОПВК соответствующей информации.
В рамках поддержки пользователей Системы по вопросам регистрации в Системе и работы в ФГИС ОПВК обеспечена круглосуточная работа службы техподдержки – телефон 8(800)755-75-23, адрес электронной почты support.fgisopvk@rosatom.ru.
Прием отходов I и II класса опасности от физических лиц
Вопрос:
Можно ли принимать отходы I и II класса опасности от физических лиц? И как организовать сбор данных отходов в связи с появлением федерального оператора?
Ответ:
В данном случае предприятие может организовать "пункт сбора" отходов I и II класса опасности от физических лиц, но передавать отходы для дальнейшего обращения с ними, в случае отсутствия собственных объектов обезвреживания или утилизации, необходимо федеральному оператору заключив соответствующий договор.
Обоснование:
Прежде всего необходимо отметить, что принимать отходы от физических лиц в целях накопления и последующей передачей специализированным организациям, может любая организация, так как накопление отходов (складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения) не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с п.30 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также потому что действие положений новой системы обращения с отходами I и II класса опасности не распространяется на отходы физических лиц, физические лица не упоминаются в ст.14_1-14_5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Кроме того, Требования при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности (далее - Требования), утвержденные Приказом Минприроды России от 11.06.2021 N 399 вступили в силу 01.03.2022 года. Данные Требования установлены также для следующих групп однородных отходов II класса опасности:
- "Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств"
- "Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств"
- "Отходы электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей"
Согласно п.п.7, 25, 86 Требований, граждане имеют право передавать соответствующие отходы следующим лицам:
- юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по обслуживанию технических и иных устройств, транспортных средств, снабженных батарейками, батареями или аккумуляторами, или осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю батарейками, батареями, аккумуляторами, аккумуляторными электролитами с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к соответствующим группам однородных отходов при наличии публичной оферты со стороны указанных лиц;
- юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим прием отходов от граждан с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к соответствующей группе однородных отходов, при наличии публичной оферты со стороны этих лиц;
- юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к соответствующей группе однородных отходов, осуществляющим сбор отходов от граждан на условиях публичного договора.
Кроме добровольного порядка приема соответствующих отходов от физических лиц, в части организации приема отходов осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и (или) ее соединения (ртутьсодержащих ламп) у определенных организаций возникают и соответствующие обязанности.
Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила), утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 N 2314.
Места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяются указанными лицами или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, которые организуют такие места накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества и уведомляют о таких местах накопления оператора на основании договора об обращении с отходами (п.4 Правил).
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления в многоквартирном доме не представляется возможной в силу отсутствия помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест (п.5 Правил).
Отдельно надо отметить, что механизм исполнения данных требований пока неясен, так как вопросы использования общего имущества должны решаться на общем собрании дома и управляющим компаниям надо каким-то образом убедить жителей обеспечить необходимый кворум и проголосовать "за", особенно учитывая, что создание таких отдельных мест накопления и соответственно дальнейшее накопление таких отходов на прямую связано с организацией их передачи федеральному оператору по соответствующим тарифам.
Еще менее понятно на основании чего и за чей счет будут организовывать места накопления и удаление таких отходов органы местного самоуправления (к тому же о них так же не идет речи в ст.14_1-14_5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ. Данный вопрос частично разрешается через определение, данное твердым коммунальным отходам (далее - ТКО), что это прежде всего отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, т.е. в данном случае отходы ламп, образовавшиеся у физических лиц, имеют такую же правовую природу как ТКО и далее в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ и ст.14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления участвуют в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Также п.8 ст.14_4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусматривает, что федеральный оператор осуществляет прием отходов I и II классов опасности, входящих в состав ТКО, от регионального оператора по обращению с ТКО на основании договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, заключение которого для федерального оператора является обязательным.
Опять же действующие нормативно правовые акты в том числе регулирующие обращение с ТКО не определяют за чей счет будут передаваться данные отходы региональными операторами федеральному оператору.
Вместе с тем Решением Верховного Суда РФ от 23 марта 2022 N АКПИ22-5 пункт 5 Правил в части осветительных устройств, электрических ламп признан не противоречащим действующему законодательству.
В любом случае принимаемые отходы подлежат учету в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденному Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028, как принятые от физических лиц. Для надлежащего оформления приема данных отходов соответственно будет необходим какой-то формализующий документ, например, публичная оферта, приказ, положение о приеме соответствующих отходов.
При этом стоит отметить, что в настоящее время отражение данных о принимаемых от физических лиц отходов в федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности в целях дальнейшей передачи их федеральному оператору не предусмотрено, так как действующее Положение о федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.10.2019 N 1346, не предусматривает отражение в ней отходов, принятых от физических лиц, поэтому либо придется в частном порядке решать этот вопрос, пока его не решат на федеральном уровне, либо отражать эти принимаемы отходы как свои, что влечет риск предоставления недостоверных сведений, особенно для организаций, осуществляющих деятельность на объектах негативного воздействия I и II категории.
Чтобы минимизировать связанные с этим риски, но реализовывать экологически значимые акции, заинтересованные организации могут привлечь стороннюю организацию с соответствующей лицензией на обращение с отходами, выделить ей в безвозмездную аренду часть помещения, где она сможет установить свой "экобокс" для приема соответствующих отходов и компенсировать ей услуги по организации соответствующей экологической акции. При этом необходимо прописать в договоре, что соответствующая организация обязуется обеспечить надлежащее обращение с принятыми в "экобокс" отходами, в том числе извлечение их из "экобокса", учет, отражение в соответствующей отчетной документации и передачу федеральному оператору с периодичностью не реже одного раза в 11 месяцев, а если бокс не герметичный, то раз в 6 месяцев, чтобы соблюсти санитарные требования и избежать необходимости проведения контроля концентрации вредных веществ в воздухе закрытых помещений (п.224 СанПиН 2.1.3684-21).
При организации мест накопления данных отходов следует также учесть соответствующие Требования.
Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Бирюкова Надежда Валерьевна